Рубрики
 
ФААФ
Афиша

Финский 3D мультфильм про отважного и наивного олененка.

далее>>
Новинки

Завладевшая Японией злобная корпорация изобрела страшный план...

далее>>

Рецензии > Куда приводит поворот в сюжете

Куда приводит поворот в сюжете Печать

Комплименты по поводу литературной основы «Десперо» стоит адресовать, конечно же, не создателям мультфильма, список которых возглавляет продюсер Гари Росс («Плезантвилль», «Фаворит»), а писательнице Кейт ДиКамилло, сочинившей в 2003 году одноименную книжку – с подзаголовком «Сказка о мышонке, принцессе, тарелке супа и катушке с нитками». В этой сказке есть несколько основных героев.

Первый – храбрый мышонок Десперо, нарушающий приличия трусливого мышиного мира. Прочитав однажды очень красивую рыцарскую сказку, он, что твой Дон Кихот, проникается рыцарским духом, присягает в верности человеческой принцессе, и за это оказывается изгнан из своего мышиного дома в мрачное подземелье.

Второй герой – крыс Роскуро так же «отвержен», поскольку стал нечаянно причиной трагедии национального масштаба. Этот грызун, заглядевшись на дворцовый банкет, свалился в суповую тарелку королевы, спровоцировав тем самым сердечный приступ у правительницы. Похоронив супругу, обалдевший от горя король объявил вне закона супы и крыс, а сам предался экзистенциальной тоске. И Роскуро тоже оказался в темном подземелье – без луча света и без надежды на прощение.

Третий сюжетообразующий персонаж – девочка Миггери Соу – простая, глуховатая и туповатая служанка, которая мечтает стать «прынцессочкой», а потому устраивает государственный переворот.

Наконец, четвертая героиня – это сама «прынцессочка», которая, в силу обстоятельств, становится эпицентром всех описанных выше событий.

Эта замысловатая, многоплановая история выглядит куда любопытнее многих анимационных сюжетов и интригует с первого до последнего кадра неожиданными поворотами. Эффект от романтичной сказки подкрепляется и впечатляющей бухгалтерией. Фильм обошелся в 60 млн. долларов, делался почти 4 года, включает 60 различных декораций, 25 героев первого плана и 12 второстепенных персонажей (не говоря о массовке), и многодельные звериные шкурки (на одну только голову Десперо было потрачено 413 138 волосков). Не только в компьютерных наворотах, но и в области дизайна создатели ставили перед собой высокие задачи: палитра, игра свето-тени и некоторые другие визуальные элементы должны напоминать зрителю о Вермеере и картинах фламандских мастеров.

Разумеется, все вышеперечисленное придает фильму лоска и красоты. Но, увы, не делает его шедевром. При многочисленных достоинствах, и странных недостатков здесь немало. Так анимация моментами действительно хороша, а моментами почти пугает своей неловкостью и топорностью, не везде получился элегантным и «фламандский» дизайн, однако больше всего неровность заметна в режиссуре: наряду с великолепными находками и очень яркими эпизодами в фильме немало слабоватых сцен, мест и героев.

Причины сразу понятны, если заглянуть в историю создания «Приключений Десперо». Дело в том, что изначально компания Universal наняла в качестве режиссера для «Десперо» небезызвестного француза Сильвэна Шоме, который участвовал в предварительных разработках и был уволен в момент запуска фильма в производство (как объясняет продюсер Гари Росс, причина заключалась в том, что Шоме начал делать одновременно собственную картину – «Иллюзиониста» - и Universal такой подход не понравился).

А в сентябре 2008 года разразился скандал. Увидев промо-материалы для «Десперо», Шоме обнаружил, что студия использовала все его наработки, однако не указала его имени в титрах. Подробный отчет о происходящем дала газета The New York Times: «Получается, что мы снимаем фильм для детей, при этом фильм с моралью, - сказал изданию Шоме, - А между тем, за кадром совершается такая агрессия в отношении закона и правовых норм, и нет никаких нормальных человеческих отношений. Я чувствую себя лимоном, из которого выжали сок, а затем выбросили».

Этот «лимонный сок», добавляющий фильму истинного эстетического вкуса, заметен сразу. Так именно Шоме сделал дизайн главных героев (например, самого Десперо) и добавил в сценарий одного из самых чудесных персонажей – кухонный дух Больдо (в книге такого героя нет), «срисованный» с картин итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо. Более того, даже после увольнения Шоме дело его продолжало жить, поскольку «производственным дизайном» заведовал соратник режиссера Евгений Томов, до того работавший с Шоме на «Трио из Бельвилля» и теперь продолжавший воплощать в «Десперо» эстетические принципы, заложенные мастером.

Приключения ДеспероСамое забавное, что увольнением Шоме приключения «Десперо» не закончились. После него на режиссерской должности успел побывать Майк Джонсон (сорежиссер Тима Бёртона по «Трупу невесты»). Однако и от его услуг Universal отказалась, остановив свой выбор на Сэме Фелле (известного по фильму «Смывайся») и дебютанте Робе Стивенхейгене.

За Шоме, конечно, обидно. Однако, куда больше жалко фильм и, как ни странно, компанию Universal. Понятно, вкладывая такие деньги и силы в производство «Десперо», они надеялись быстренько войти в обойму мощнейших анимационных продакшнов – таких, как “Disney/Pixar”, “DreamWorks”, “BlueSky”. Однако, увы, кажется, менджеры Universal забыли, что режиссер в анимации еще важнее, чем в игровом кино, поскольку вымышленный мир редко получается цельным и гармоничным, если он не был придуман одним человеком. И с этой точки зрения отказываться «на переправе» от великолепного Шоме было несомненной ошибкой. Последствия такого неловкого менеджмента можно увидеть в самых слабых моментах картины, а их, увы, немало. И, конечно, в том, что «Десперо», имевший все шансы стать ошеломительным успехом, получился просто очень пристойным кино.

Впрочем, это тоже немало. Возможно, со следующим фильмом Universal будет мудрее. Ну, а у самого мышонка Десперо – точно большое будущее. Одновременно с мультфильмом выходит русская книга, а также компьютерная игра.

 

Мария Терещенко 27-12-2008  (Посещений: 5919)

Назад Печать

Галерея
 
Друзья
Аниматор.ру
eXTReMe Tracker