Рубрики
 
ФААФ
Афиша

Финский 3D мультфильм про отважного и наивного олененка.

далее>>
Новинки

Завладевшая Японией злобная корпорация изобрела страшный план...

далее>>

Юбилеи > Счастливая восьмерка, или Многая Лета анимации

Счастливая восьмерка, или Многая Лета анимации Печать

17 августа исполнилось 100 лет с момента первого показа фильма Эмиля Коля «Фантасмагория», официально признанного первым анимационным фильмом в истории

Для ранней истории анимации восьмерка – это почти магическое число. Какую страницу не откроешь, и непременно на него наткнешься, а потому 2008 год – время юбилеев, юбилейчиков и печальных памятных дат. За широким празднованием дня рождения «Фантасмагории» как-то не акцентируется курьезный факт, что анимационное кино было изобретено как минимум дважды: в 1888 и в 1908 годах. Восьмерками отмечены и даты смерти его изобретателей – Эмиля Рейно (1918) и Эмиля Коля (1938). А ровно посередине между этими двумя датами возник первый звуковой фильм – «Пароходик Вилли», который одновременно стал днем рождения самого знаменитого анимационного персонажа – Микки-Мауса.

За 30 лет до этого великого момента - в 1898 году - Жорж Мельес «изобрел» предметную анимацию, оживив буквы алфавита, а Стюарт Блэктон и Альберт Смит впервые «задвигали» куклы для фильма «Цирк Лилипутов»… Жонглировать датами можно бесконечно – и кто знает, сколько их еще наберется. Ясно одно: 2008 год – это очень удачный момент, чтобы вспомнить, как все начиналось.

Не многие произведения искусства отмечают свои юбилеи так пышно, как «Фантасмагория» Эмиля Коля. Однако если коротенький черно-белый рисованный фильм удостоился такой чести, то дело здесь не столько в его гениальности (хотя она и не подлежит сомнению), сколько в том, что датой создания этой ленты условно отмечается день рождения анимационного кино в целом.

Я говорю «условно» - потому, что не существует единого мнения, какое именно событие считать началом анимации. Она рождалась долго и мучительно, выкристаллизовываясь на протяжении 20 лет, и сформировалась где-то между двумя Эмилями – создателем «оптического театра» Эмилем Рейно и автором «Фантасмагории» Эмилем Колем.

Конечно, можно пойти дальше, спускаясь в недры истории и выискивая прообразы анимации в крутящемся на веревочке кружочке тауматропа и оптических фокусах волшебных фонарей. Всем этим художники и изобретатели баловались с незапамятных времен. Однако первое полноценное анимационное кино появилось именно в 1888 году: за 20 лет до создания «Фантасмагории» изобретатель Эмиль Рейно, демонстрируя свое новое устройство – проекционный праксиноскоп – представил на суд узкого круга друзей небольшую анимационную сценку под названием «Хорошее пиво». В отличие от своих предшественников-фокусников, Эмиль Рейно не только создал иллюзию движения из отдельных картинок и не только спроецировал их на экран, но рассказал с помощью этого трюка небольшую историю. Усовершенствовав предыдущие оптические аппараты, он научился прокручивать не замкнутый по кругу набор рисунков, а ленту произвольной длинны. Прообраз кинопленки сначала был сделан из бумаги, затем из материала, из стекла, и, наконец, Рейно начал изготовлять тонкие желатиновые пластины, на которые и наносилось изображение.

Сеанс Эмиля РейноСвое чудесное устройство Эмиль Первый запатентовал в том же 1888 году, а спустя 4 года с его помощью организовал «оптический театр». Каждый день в Париже, в музее Грэвен Рейно «на большом экране» крутил свои мультфильмы. Репертуар состоял из нескольких названий: «Кружка пива», «Бедный Пьеро», «Клоун и его собака», «Вокруг кабинки». Зрители выходили с сеансов потрясенные невиданным зрелищем, а для Рейно по окончании шоу начинался «роман» его жизни. Талантливый изобретатель, делавший до того коммерцию на лицензировании своих приборов, он бросил все ради магии оживающих картинок. Контракт с музеем Грэвен требовал от него 5 получасовых сеансов каждый будний день и 12 – в выходные и праздники. В свободное время Рейно обновлял свои желатиновые пленки, которые быстро изнашивались от частого использования: почти каждую неделю Рейно приходилось полностью перерисовывать свои мультфильмы. И хотя «оптический театр» отнимал у своего создателя невероятное количество сил и времени, однако зрители радовались, а значит шоу продолжалось.

Начало трагедии положил праздничный для всего культурного мира 1895 год, когда братья Люмьер предложили публике новый вид зрелища. Народу на представлениях Рейно становилось все меньше, а в 1900-м году музей Грэвен и вовсе расторг теперь уже не выгодный контракт. После нескольких лет бессмысленной борьбы с нарождающейся индустрией Рейно сдался: он распродал большую часть своего оборудования, а затем в приступе отчаянья разбил «Оптический театр» и выбросил его осколки в Сену – вместе с большей частью своих лент.

После этого удара он по большому счету так и не встал на ноги. Последние годы первый создатель анимации Эмиль Рейно провел в полнейшей нищете и столь же тотальном забвении. Он умер 9 января 1918 года в доме презрения.

Эмиль № 2 имел совсем другую, хотя и не менее трагичную судьбу. Он пришел в анимацию из комиксов и поводом к тому стал спор об авторском праве, который известный к тому моменту комиксист Коль затеял с киномагнатом Леоном Гомоном, позаимствовавшим для кино идеи из комикса Коля. Разборка завершилась быстро и просто: Гомон предложил Эмилю работать на студии, и вскоре художник уже вовсю снимал кино, комбинируя покадровую съемку с «live action» наподобие Жоржа Мельеса. В 1908 году он снял свой первый абсолютно анимационный фильм – «Фантасмагорию».

Эмиль КольВ последующие годы Коль маниакально снимал кино и, по некоторым данным, создал около 250 фильмов (большая часть из них не сохранилась). «Гомон» он вскоре сменил на студию Патэ, а затем на «Эклер», пожил некоторое время в Америке, снимая игровые корометражки, потом вернулся в Париж и создал один из первых мультсериалов с постоянным героем – собачкой по имени Фламбо (Факел).

Если художественную судьбу Эмиля Первого разрушил кинематограф, то Эмиля Второго уничтожила Первая Мировая война. Из-за военных действий кинокомпании сначала переориентировались на выпуск агитационной продукции, а после конца войны – из-за экономической нестабильности – сильно сократили производство. Мультфильмы попали «под сокращение», и закончив с большим трудом в 1921 году свой последний фильм «Дом для фантоша», Коль был вынужден уйти на пенсию.

Оставшиеся ему 17 лет жизни Эмиль Второй также доживал в нищете и безвестности. Лишь за год до смерти его осветили первые лучи славы, когда Колю была вручена медаль от общества промышленников и небольшая стипендия за вклад в развитие «национальной анимационной кинопромышленности». Спустя несколько недель после радостного события Коль, пережив пожар в собственном доме, попал в больницу. Стипендия ушла на оплату первых счетов, деньги вскоре кончились, и режиссера перевели в больницу для малоимущих, где он умер от воспаления легких 20 января 1938 года.

/При создании текста использовалась книга Кривули Н. Г. «Ожившие тени волшебного фонаря» /

 

Мария Терещенко 01-09-2008  (Посещений: 5383)

Назад Печать

Галерея
 
Друзья
Аниматор.ру
eXTReMe Tracker