Необходима большая студия

Совещание 7-го октября о путях отечественного кинематографа прошло без представителей анимации, хотя разговор шёл и о детской кинематографии. Меня это не удивило. Всегда мультипликация рассматривалась по остаточному принципу – «петушком» за другими важными кинематографическими видами. Но когда речь идёт о детском кино, без мультипликации не обойтись. И кто, кроме мультипликаторов, может представить общую ситуацию в нашем виде искусства? В ряду киноискусств на пути эстетического развития ребенка анимация стоит первой (в этот же ряд можно поставить и детскую книгу). Причина проста. Дети осваивают мир через метафору, через образ. В этом смысле рисунок, а тем более движущийся, – идеальная форма познания.

Конечно, за последние пятнадцать лет положительные сдвиги в мультипликационном производстве произошли. Возникло множество мелких и более крупных студий. Отдельные кинокомпании заинтересовались анимацией, но, что греха таить, интерес к ней исключительно коммерческий. Мы почти не назовем среди общей панорамы фильмы авторские, рисковые, потому что кинематограф в основном продюсерский. Продюсер не будет идти на производство фильма с сомнительной прибылью, поскольку его риск – это существенная часть бюджета. В прежней государственной системе финансовый риск на фильм заведомо сложный, но с возможным художественным открытием, составлял 5-7 процентов. Поэтому и появлялось авторское кино, и оно, в свою очередь, являлось бродилом кинематографа. Творческий риск одушевлял кинематограф.

Да, создано много студий, но погибла одна большая – «Союзмультфильм». Вместо восьми часов мультипликации в прежние годы, сегодня она делает пятьдесят-шестьдесят минут. Порвалась связь. Ушла анимационная школа. Много лет назад мы барабанили в двери Госкино, и ситуация тогда была значительно легче.

Сегодня анимация требует немалых государственных вложений. Ее нельзя соединять с общим финансированием по детскому кинематографу, поскольку совершенно ясно: дележ будет по остаточному принципу. Пресловутый тендер не преследует иных целей,  кроме коммерческих. Вообще идея тендера – это головотяпство, придуманное невеждой. Автору неведомы движущие силы искусства, они какие угодно, но только не рыночные. Рынок в искусстве преследует только одну цель – только наживу, больше ничего. И не нужно кивать на Америку, у неё другая история.

Мне кажется (возможно, мои коллеги думают по-другому), что необходима большая студия, какой была киностудия «Союзмультфильм». Большая студия – это страховое сообщество, которое не даст погибнуть каждому по отдельности. Творческому человеку хватает войны с самим собой на пути к творческому результату. И нельзя большую студию механически, по чьему-либо указанию преобразовывать в акционированное сообщество. Мы знаем печальные результаты, когда всё заканчивается сдачей площадей внаём и личным обогащением руководства. Киностудия – это, прежде всего, товарищество. Мы  должны помнить, что русские художники 19 века называли себя «товариществом передвижников». Прошу обратить внимание – не «господством передвижников». Мы сегодня становимся в лучшем случае партнёрами. Партнёрство, конечно, часть деловой функции, но к дружественной не отнесёшь. Может быть, в этом одна из причин разъединённости среди кинематографистов и холодности  взаимоотношений. Участники творческого процесса не должны объединяться на основе экономической зависти. На киностудии должна быть только творческая зависть. Она, по выражению Пушкина «высокого толка», поскольку является двигателем своей собственной работы. Слово искусство забыто. А сейчас идет еще и активное наступление на авторские права творцов фильмов, дескать: все – продюсеру, все – киностудии. Получается, что нет художественной индивидуальности. Но почему-то на одной и той же студии появляются фильмы серые и фильмы выдающиеся. Значит, есть авторский творческий почерк?! Почему же творца хотят лишить его прав?.. Сегодня очень любят говорить о тяжёлом тоталитарном прошлом. Но в советские времена создатели фильмов по закону обладали авторскими правами – каждый на созданное им. Сегодня возникла какая-то больная идея – отъёма авторских прав. И, если это произойдёт, ни один порядочный художник не пойдёт работать в мультипликацию. А с «серыми», как обычно, легче договориться.

Если государство ставит целью иметь в будущем просвещенное общество, оно должно заботиться о нынешнем  самом младшем поколении, потому что свобода без просвещения становится своеволием. Срок от рождения до пяти лет Л.Н.Толстой называл «страшным расстоянием». Но никто – ни кинематограф, ни издатель – не обременяют себя эстетическими проблемами. Действует та самая свобода без просвещения. Достаточно оглядеть книжные прилавки детской литературы, где, за редчайшим исключением, полная эстетическая катастрофа. Саннадзор строго контролирует наличие пестицидов в продуктах. Но эстетика – тот же продукт, только более опасный, если заражен пестицидами пошлости. Отравление подобным продуктом имеет необратимые последствия на всю долгую жизнь.

К слову об общем эстетическом фоне. В Японии открылся Музей анимации. Очередь расписана на много месяцев вперед. Музей щебечет детьми с утра до вечера. А у нас закрылся Музей кино. На встрече с одним очень значительным лицом я высказался на эту тему. Ответ был достойный: «Ну что вы, Юрий Борисович, мы же не такая богатая страна, как Япония».

Без комментариев.

Это и есть выражение наших культурных  притязаний. Очень много слов о патриотическом воспитании, но исключительно в наклонении «мы самые-самые, и шоб нас боялись!» А чтобы быть патриотом, надо знать не только происходившее «в дыму столетий», но и воспитывать сострадание, нужно знать, как растет трава, как поют птицы, как белка прыгает с ветки на ветку, и как садится на воду утка. Патриотизм – это, прежде всего, превосходство над самим собой, но не над другими людьми или народами.

Думает ли правительство Российской Федерации о том, чтобы дети и внуки становились просвещёнными гражданами своей страны? Ответ в средствах, выделенных на культуру. Вложенные деньги – это просвещённое поколение, которое не обезличится, как не может обезличиться думающий, чувствующий и сострадающий человек. 

Юрий Норштейн (17-12-2008)

Постоянный адрес статьи: http://xn--80aaalxyfltr0a.xn--p1ai/profession/Text/46/index.php