...С широко закрытими глазамиПопробуйте закрыть глаза и… представить голос актера. Папанов, Миронов, Леонов, Вицин, Дуров, Табаков… Усложняю задачу – представьте тех, кто из следующего поколения. Гармаш, Сухоруков… А из совсем молодых? Сложно? Есть люди, которые смотрят телевизор с закрытыми глазами. Потому, что в телевизоре идет кино, но в кино их интересует голос актера. А голос им нужен для того, чтобы его забрать. И отдать. Козлу или барану, лисичке или зайчику. Эти странные люди – те, кто занимается озвучкой. И с голосами у них в последнее время, по-простому говоря, – напряженка. Как это получилось, почему и отчего – сказать не может никто. Пресловутая смена поколения и бессмертное «уходят старые мастера» - хоть и правда, но не объяснение. Поколения меняются всегда, а мастера, увы, действительно уходят, и после их ухода кажется, что это конец. Но жизнь с завидным упорством продолжается. А теперь снова к телевизору. Закрываем глаза и переключаем каналы. Не надо обладать музыкальным слухом, для того, чтобы заметить, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Если вы не видите картинку, в сущности, абсолютно все равно, что там, на экране, звучит он, увы, одинаково. Монотонно, невыразительно и грустно. Наталья Березовая, режиссер: Владимир Орел, основатель кинокомпании «Орел», в недавнем прошлом – мастер звукорежиссуры: Алексей Колган, актер: Умение работать только одним инструментом из всех возможных – особая история. Только голос, никакого «хлопотания» лицом, без рук и подмигивания. За кадром, там, где тебя никто не видит. Не всем удается отказаться от амбиций. А для того, кто отдает свой голос мультперсонажу это, пожалуй, главное условие. Для некоторых – практически неосуществимое. Ну не может любовно выращенная СМИ «медийная» зведочка с большими формами, сиюминутно взрывающая вокруг себя желтую прессу, отказаться от своего, с таким трудом заработанного, сияния. И вот уже Коза говорит не голосом козы, а вполне узнаваемым тембром какой-нибудь певицы. Слишком узнаваемым. Настолько, чтобы «мультяшная» коза превратилась в певицу. Потому что и в коте Матроскине мы где-то на заднем плане все равно видим Табакова, но ведь не тетушку из «Мэри Поппинс». Он узнаваем, но для него все-таки главный – герой. Алексей Колган: Наталья Березовая: Владимир Орел: Вполне понятно желание продюсеров ускорить процесс, не затягивать, поскорее выпустить, отыграть затраченные на производство суммы. Эпоха, когда время ценится дороже чего бы то ни было, диктует свои правила. Размеренность нынче не в моде, спокойствие не в цене. Зрителя надо все время держать в напряжении. И вот уже медийные лица раздают интервью, рассказывая о том бесценном опыте, который они приобрели на озвучке, а пиарщики печатают афиши со звездными именами. Но опыта-то никакого нет. Да, в полнометражных взрослых лентах, быть может, еще можно обмануть нас, толстокожих, готовых пойти на поводу у самого дешевого рекламного трюка, но в анимации этот фокус, увы, а может и «ура», не проходит. Самый честный, самый настоящий зритель школьного, а еще пуще – дошкольного возраста прекрасно видит и слышит фальшь. И если при появлении Табакова дети до сих пор радостно подпрыгивают и кричат: «Матроскин, Матроскин!», с новыми «звездами» озвучания происходит прямо противоположная история. Однажды, на премьере нового мультипликационного фильма, не глядя на экран и совершенно не заботясь о развитии сюжета, юная часть зрительного зала при первых звуках голоса известной телеведущей, дружно и мрачно выдохнула ее фамилию. Сама героиня при этом расплылась в довольной улыбке. Счастливая, она так и не поняла, что это не признание, а провал. Ответа на вопрос «что делать?» нет, как и не было никогда. Озвучание – не просто профессия, а талант, и, несмотря на то, что в некоторых театральных и кино вузах сейчас создаются мастерские, а с ними появляется и надежда на то, что когда-нибудь ситуацию удастся исправить, воз пока и ныне там. Вернее здесь. И никуда не уедет. До тех пор, пока мы сами не начнем отличать домашние котлеты от общепита, догадаемся, что лучше потратить больше времени на готовку, чем купить полуфабрикат, и не вспомним Фаину Раневскую: «Сняться в плохом кино – это как плюнуть в вечность». Впрочем, пока вечность еще надо заслужить.
Анна Трефилова (01-11-2008) Постоянный адрес статьи: http://xn--80aaalxyfltr0a.xn--p1ai/profession/Text/15/index.php |