Немного солнца в холодной Москве

В галерее на Солянке состоялось открытие выставки Михаила Алдашина «Домой». Известный анимационный режиссер («Келе», «Букашки», «Рождество», «Про Ивана-дурака») на этот раз показывает своим поклонникам не кадры из мультфильмов и даже не графику, а живопись.

Более 70 картин, развешенных на втором этаже галереи, почти все датированы 2008 годом, однако, по словам Алдашина, большинство из них придуманы были давно. Выставка и впрямь похожа на галерею воспоминаний – будто на холстах проявились образы из далекого прошлого: бумажные кораблики, кривенькие трогательные домики, славные собачки, птицы с человеческими глазами и огромные шикарные фрукты, напитанные южным солнцем.

Наверное, более всего выставка поражает именно количеством света, который лучится, почти из каждой картины. Эта южность, вместе с детской примитивистской манерой письма (игнорирующей перспективу и некоторые другие правила), приходится как нельзя кстати в серой и бесснежной московской зиме. От экспозиции невольно заряжаешься хорошим настроением, что, видимо, задало и церемонии открытия позитивный тон: выступающие серьезным пафосным словам предпочитали короткие теплые реплики и добрые семейные шутки. Руководитель «Галереи на Солянке» Борис Павлов рассказал о тех первых восторгах, которые он испытал, увидев развешенные Алдашинские картины, Алла Боссарт прочла Михаил АлдашинМише рифмованный панегирик собственного сочинения, режиссер Валентин Ольшванг вспомнил об их общей с Алдашиным студенческой юности и порадовался, что Миша вернулся к живописи, а директор Музея кино Наум Клейман поведал о своем первом просмотре фильма «Келе» и поблагодарил Алдашина за то, что вот уже 20 лет его искусство приносит «радость». Выступавший под конец официальной церемонии режиссер Эдуард Назаров, по своему обыкновению, не преминул добавить немного перца: «Тут Валя Ольшванг сказал, как хорошо, что ты вернулся к живописи – так и хочется добавить – как хорошо, что ты ушел из анимации…»

Незлая шутка, конечно, никем не была бы воспринята всерьез, если бы не слова самого Алдашина, который, предваряя выступление Назарова, сказал тоже в полушутку о своем охлаждении к мультипликации. И эта нотка была единственной «ложкой дегтя» в праздничном мероприятии. Остается только надеяться, что столь разные виды искусства как живопись и анимация сумеют каким то образом поделить Михаила Алдашина между собой, и на радость всем его зрителям дружно сосуществовать в сердце этого художника и режиссера.

Мария Терещенко (18-12-2008)

Постоянный адрес статьи: http://xn--80aaalxyfltr0a.xn--p1ai/incident/Text/47/index.php